Служіння Ісуса Христа / Нагірна проповідь / Притчі Ісуса Христа
Проповедь. Грех ли быть Богатым? Александр Болотников
  Олександр Болотніков
  Александр Болотников
- История описывающая разговор Иисуса и богатого юноши. Она записана во всех синоптических евангелиях;
- Матфея 19 глава начиная с 16-го стиха: "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.";
- Во всей этой истории есть очень много вопросов, на некоторые из которых сложно дать ответы;
- Но самый сложный вопрос, который возникает: богатство - это грех?
- Рассмотрим некоторые направления в западном христианстве, которые привлекают внимание к материальным благам / богатству;
- Первое направление. Евангелие процветания. Моё богатство от моей веры;
- Второе направление. Социальное евангелие. Иисус пришёл ликвидировать социальную несправедливость;
- Как понимать историю о богатом юноше из Матфея 19 в контексте выше указанных современных направлений в христианстве?
- Если начинать со старого завета, то нигде в торе мы не найдём радикального призыва избавиться от богатства;
- Нельзя понять проблему этого юношу не зная, что такое иудаизм I века;
- Фразы, на которые реагирует Иисус и соответственно даёт ответ: 1. Учитель благий! 2. что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
- Каждая из этих фраз, произнесённая не христианином, а иудеем, имеет уникальный смысл;
- К контексте иудаизма, когда идёт дискуссия, отвечать вопросом на вопрос очень важно. Еврей назвал Иисуса тем, о чём написано в Псалме 24:8: "Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь". Для еврея назвать кого-то благим и назвать Иисуса Богом - это непростой шаг;
- Соответственно, исходя из выше изложенного, Иисус спрашивает - "Ты действительно признаёшь меня Богом?" и продолжает диалог, говоря о жизни вечной;
- В иудаизме проблемы с получением жизни вечной нет. Если ты родился в еврейской семье и тебя родители обрезали, то что бы ты дальше не делал - тебе достанется участь в мире грядущем;
- Иисус говорит о том, что для того, чтобы войти в жизнь вечную, нужно соблюсти заповеди. На что юноша реагирует: "все это сохранил я от юности моей". Что это значит и что не достаёт юноши?
- В чём видит Иисус проблему в фразе: "все это сохранил я от юности моей". Иисус видит, что у этого юноши есть пробел. В контексте Иудаизма этот пробел состоит в следующем: 1. Принятие Иисуса как Мессии; 2. Вопрос спасения это не проблема, о моём спасении побеспокоился праотец Авраам; 3. Как Иудаизм подходит к исполнению заповеди?
- Иисус говорит - "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди". Как я лично понимаю соблюдение заповедей? Как жить по Божьим заповедям?
- Иисус предлагает быть совершенным. В евангелие от Марка мы читаем, что Иисус говорит, то юноше лишь одного не достает, у тебя есть пробелы (Марка 10:21);
- Чтобы стать совершенным Иисус предлагает продать всё имущество, раздать его нищим и следовать за Ним. Пробел юноши был не в том, что он был богат. Пробел был в том, что он нуждался в учении;
- Юноша признал Иисуса учителем, признал Его божественным учителем и он ощущает необходимость в получении вечной жизни, но не понимает некоторых вопросов. Иисус предлагает - приходи поучись у меня;
- Юноши нужно было возрастать и богатство конкретно этого юноши было препятствием для духовного возрастания;
- Богатство - это только одна сторона проблемы. Мы можем быть уверенны в том, что мы всё знаем, что мы знаем всю библию, что мы знаем все пророчества, но может всё-таки у нас тоже есть пробел, как и у богатого юноши и что-то всё-таки мешает нам познавать Бога?
03 - Сколько заповедей нужно соблюдать - Нагорная проповедь
  Олександр Болотніков
  Александр Болотников
- Возможно ли применить принципы, изложенные в нагорной проповеди в сегодняшней жизни?
- "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям." (Матфея 5:13) О чём говорит этот стих, что это за метафора?
- Этот стих берёт своё начало из так называемого выражение "соль завета", который мы встречаем в Левит 2:13;
- Также о завете соли говорится в книге Чисел 18:19. Этими стихами Иисус показывает тесную связь с Торой, с Заветом. С самого начала Иисус настраивает Своих учеников на то, что их работа будет глобальная и связанная с заветом, который Бог хочет заключить с каждым человеком. И ученик Иисуса доле олицетворять соль завета;
- В Своей речи Иисус постоянно обращается к Торе;
- Со стиха 5:27 Иисус начинает Свои размышления о законе: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.";
- Суть проповеди Иисуса - показать как применять тот или иной закон Торы;
- В зависимости от того, как разделять предложения в Торе, можно насчитать от 580 до 660 заповедей, по усреднённому традиционно берётся 613. На этот вопрос отвечает этика, как расставить приоритеты. В Матфея 22:37-40 Иисус учит расставлять приоритеты, указывая, что Второзаконие 6:5 Левит 19:18 служат основными принципами, на которых утверждается вся остальная Тора;
- Прочитаем в Евангелии от Марка ответ Иисуса на вопрос законника, который спрашивает о том какая заповедь наиболее важная. "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв." (Марка 12:29-33);
- Из вышеприведённых стихов мы видим, что вопрос расстановки приоритетов был актуальным и в то время, об этом указывает реакция книжника в его ответе;
- Любить Бога и ближнего - это два принципа, на которых строится весь закон;
04 - Законничество в Законе - Нагорная проповедь
  Олександр Болотніков
  Александр Болотников
- Два основных принципа "Возлюби Бога" и "возлюби ближнего" являются фундаментом небесной конституции. А остальные законы торы являются этическим применением небесной конституции;
- Если заповедь из десятисловия формулирует основной принцип, то прецедент дает направление как эту заповедь развивать. Посмотрим как работает этот прецедент через анализ текста: "Если увидишь заблудившегося быка или осла, возврати его владельцу, даже если владелец твой враг. Если увидишь скотину, едва бредущую под тяжестью ноши, остановись и помоги скотине, даже если эта скотина принадлежит твоему врагу." (Тсход 23:4-5);
- "Вокруг Иисуса собрались фарисеи и несколько законоучителей, пришедших из Иерусалима. И они увидели, что некоторые из Его учеников ели нечистыми, то есть немытыми руками. Ибо, следуя древнему обычаю, фарисеи и все другие иудеи не едят, пока не вымоют руки" (Марка 7:1-3). В этих текстах записана устная традиция мыть руки перед едой;
- "Не делай другому то, что не желаешь чтобы делали тебе" называет золотым правилом Гелеля. Это золотое правило Иисус высказывает в обратном направлении: "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом и заключаются закон Моисеев и учения пророков" (Матфея 7:12);
- История о Шамае и язычнике, который попросил Шамая обучить его Торе. Согласно Шамаю ты должен долго, может даже годами, изучать необходимый вопрос для того, чтобы понять Тору. Но Гелель говорит обратное - если ты согласен с основополагающими принципами Торы - добро пожаловать к нам и продолжай возрастать с пониманием Торы;
- Что имел ввиду Иисус в нагорной проповеди, когда буквально использовал слово "развязывать" по отношению к трактовке принципов Торы?
- Что сделал Иисус с заповедью "Не убивай" в текстах: "Слышали вы, что сказано было нашим предкам: "Не убивайте, а тот, кто совершит убийство, ответит за это перед судом". А Я говорю вам, что всякому, кто разгневается на ближнего своего, придётся ответить перед судом. И тому, кто оскорбит другого, придётся держать ответ в синедрионе. И тому, кто скажет другому "Дурак!", придётся ответить за это в аду, в геенне огненной." (Матфея 5:21-22)? Иисус "Завязал";
- Необходимо понимание этики по отношению к Торе;
11 - Что значит око за око? - Нагорная проповедь
  Олександр Болотніков
  Александр Болотников
- Говорит ли Иисус нам о том, что самозащита не приветствуется в современной христианской этике? Как понимать стихи: "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;" (Матфея 5:38-39);
- Тора дает нам принципы самозащиты и указывает разумные пределы самозащиты : "Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь." (Исход 22:2-3);
- Но говорил ли Иисус о самозащите говоря: "око за око и зуб за зуб"?
- Иисус чётко указывает на то, что заповедь о возмещении ущерба не отменяется. Общий принцип уплаты ущерба записан в: "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб." (Исход 21:22-25);
- Принцип возмещения ущерба, поданный в торе, не предусматривает месть;
- В следующих текстах мы видим тот же самый принцип: "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб." (Второзаконие 19:16-21);
- Выражение Иисуса "око за око" не является буквальным. Речь, в выше приведённых текстах, идёт о равнозначном наказании (возмещении ущерба);
- Выражением "око за око" Иисус не говорит о самозащите, Он учит нас отвечать на оскорбления. Не судись. Иисус не учит нас становиться жетвой унижения. Иисус учит нас правильно сохранять своё человеческое достоинство, не занимайся эскалацией межличностного конфликта: "и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся." (Матфея 5:40-42);



